История создания и развития мотоспорта

Мотоспорт относится к техническим дисциплинам и основан на умении спортсмена управлять мотоциклом. Умения эти демонстрируются на состязаниях, проходящих на специально оборудованных трассах, а также на бездорожье. Мотоциклы используются как спортивные, так и дорожные.

В России первые мотоциклы начали выпускать в 1891 г. в Одессе. Первоначально их именовали «моторами». Через 7 лет в Питере были организованы соревновательные заезды, в которых участвовало 7 машин с тремя колесами и колясками на 4 пассажира. Эти состязания можно считать точкой отсчета истории мотоспорта в нашей стране, после чего началось его активное развитие.

Принято считать, что в Советском Союзе мотокросс был официально признан спортивной дисциплиной во время проведения Первой Рабочей Спартакиады. Дело было в 1928 году. В программу входила кроссовая гонка с продолжительностью круга в 100 км. Уже позднее – в 1936 году в Киеве – состоялось первенство СССР по мотоспорту. А вот на короткой трассе с длиной круга в 1,3 км мотокросс провели только в 1957 году в Расторгуево. Гонка включала в себя 3 заезда по 10 кругов каждый.

Мотокросс

Самый популярный мотоспорт, суть которого состоит в езде по бездорожью или оборудованным препятствиями трассам особым способом. Участвуют в соревнованиях мотоциклы весом 80-120 кг с мощностью 60 л.с.

Мотокросс подразделяется на:

  • Классический — гонки по пересеченной местности с протяженностью дистанции 1,5-3 км со скоростью до 50 км/ч. В заезде может участвовать порядка 40 мотоциклистов.
  • Суперкросс — состязания на специально оборудованной трассе длиной 300-400 м, изобилующей трамплинами и виражами. Могут проводиться на стадионах и в крытых залах, количество участников — до 25.

Эндуро

Это мотосостязания на трассах с разным покрытием, в том числе по пересеченной местности, где участникам необходимо соблюсти установленный график движения и иные условия.

Заезды по эндуро носят название «шестидневных соревнований». Каждый отрезок дистанции подразделяется на отдельные участки, время прохождения каждого из которых строго регламентировано. Установлены и допустимые скорости. За каждую минуту сверх установленного временного лимита начисляются штрафные баллы, а если спортсмен опоздал более, чем на 1 час, он снимается с соревнований. На трассе имеется 11 препятствий, которые участникам необходимо преодолеть: 2 на торможение и ускорение, 3 подъема в гору на скорость, 3 гонки по пересеченной местности и часовой кросс.

Мотоциклы для эндуро имеют следующие отличительные характеристики:

  • Большой диаметр переднего колеса.
  • Широкий руль для повышения управляемости мотоцикла на неровной дороге.
  • Колеса со спицами, легкие и устойчивые к деформации при ударах.
  • Высоко закрепленный грязевой щиток, не позволяющий грязи налипать на переднее колесо.
  • Глубокий протектор шин для передвижения по бездорожью
  • Цепная передача с хорошей амортизацией.
  • Малая масса двигателя.
  • Устойчивость всей конструкции к повреждениям при возможных падениях.

Для занятий мотоспортом требуется хорошее здоровье, устойчивая психика, дисциплинирован­ность, самоотверженность. С технической точки зрения мотоспорт способствует решению конструк­тивных задач, накоплению информации и поиску новых идей для совершенствования серийной про­дукции. Таким образом, мотоспорт и автомобиле­строение взаимно дополняют друг друга в широкой области человеческой деятельности. С экономиче­ской точки зрения мотоспорт оказывает существен­ное влияние на реализацию продукции и запасных частей. Ведь одобрение у потребителей получают те марки машин и мотоциклов, которые успешно выдержали различные испытания в соревнованиях. Нельзя не учитывать и то, что мотоспорт является одним из массовых спортивных зрелищ.